Пятница, 17.05.2024, 09:54
Всё о массаже
Меню сайта
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
КАРТА САЙТА
ЧАСТЬ I. МАССАЖ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


ЧАСТЬ II. ВЛИЯНИЕ МАССАЖА НА ОРГАНИЗМ
ЧАСТЫ III. КЛАССИФИКАЦИЯ МАССАЖА

ЧАСТЬ IV. СЕГМЕНТАРНО-РЕФЛЕКТОРНЫЕ СИСТЕМЫ МАССАЖА

ЧАСТЬ V. ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО МАССАЖА

ЧАСТЬ VI. ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ

ЧАСТЬ VII. СПОРТИВНЫЙ МАССАЖ

ЧАСТЬ VIII. ЛЕЧЕБНЫЙ МАССАЖ

ЧАСТЬ IX. КИТАЙСКИЙ МАССАЖ

ЧАСТЬ X. КОСМЕТИЧЕСКИЙ МАССАЖ

ЧАСТЬ XI. МАССАЖ С ЭЛЕМЕНТАМИ МАНУАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

ЧАСТЬ XII. БАННЫЙ МАССАЖ

ЧАСТЬ XIII. МАССАЖ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Контакты
www.megastock.ru
Счетчик тИЦ и PR =BL
отз.(-) / отз.(+):


Администратор: Владимир
Алексеевич
362599996976
R286758017184
Z393931953762
Статистика
Goon Каталог сайтов SeoSape.Com - Продвижение сайтов

Besucherzahler russian brides
счетчик посещений
Партнёры сайта







ЧАСТЬ XIII. МАССАЖ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

ВРОЖДЕННЫЙ ВЫВИХ БЕДРА, ДИСПЛАЗИЯ ТАЗОБЕДРЕННОГО СУСТАВА

Основной признак врожденного вывиха бедра (дисплазии тазобедренного сустава) — это ограничение пассивного отведения бедер. Наличие заболевания у ребенка проверяется следующим образом:

1. Пассивное отведение в стороны тазобедренных суставов. Следует положить малыша на спину, согнуть его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко развести бедра в стороны. Если сустав поражен, отведение ограничено со стороны пораженного сустава. Можно определить ограничение движения и в положении ребенка на животе при сгибании ног, как при ползании.

2. Оценка симметричности подъягодичных складок и складок на бедрах. Нужно положить малыша на живот, выпрямить ему ножки и внимательно рассмотреть симметричность складок: асимметрия складок на бедрах и ягодицах — частый признак поражения тазобедренного сустава.

При возникновении подозрений о наличии заболевания нужно немедленно обратиться к ортопеду.

Лечение положением. Врач-ортопед накладывает шину, а родители, в свою очередь, должны строго выполнять его рекомендации. Если в применении шин нет необходимости, то следует использовать широкое пеленание, которое выполняется следующим образом: две пеленки нужно сложить несколько раз и проложить их между ножек ребенка, согнутых в тазобедренных и коленных суставах и отведенных в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги ребенка нужно зафиксировать третьей пеленкой или штанишками.

Носить малыша на руках следует, поддерживая его одной рукой за спину, другой — под ягодицы. При этом ребенок должен своими широко расставленными ножками как бы обнимать туловище взрослого. Не стоит носить ребенка “верхом” на боку у взрослого, так как в таком положении туловище ребенка располагается асимметрично).

Лечебный массаж и гимнастика. При врожденном вывихе бедра и тазобедренной дисплазии сустава массаж делается только с разрешения врача-ортопеда. Особенно это относится к комплексам массажа, которые включают в себя такие упражнения, как рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание”, приседание. При лечении ребенка с использованием ортопедических шин массаж и упражнения следует проводить в объеме, допускаемом укладкой.

Чтобы расслабить приводящие мышцы бедер, можно сделать точечный массаж с одновременным отведением ноги: подушечкой указательного или среднего пальца нужно мягко надавить в области тазобедренного сустава, затем отвести согнутую ногу малыша кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Можно применить вибрационный массаж внутренних поверхностей бедер: покачивание таза ребенка, лежащего на опоре, на весу.

Полезны упражнения в теплой воде: поддерживая малыша под грудь и живот, следует подводить его к стенке ванны, добиваясь сгибания ног. Во время купания возможны также рефлекторная “ходьба”, “подтанцовывание” (в воде осевая нагрузка на тазобедренный сустав меньше). При плавании ребенка на животе можно проводить укрепляющий массаж ягодичных мышц, воздействуя на точки, расположенные посередине подъягодичных складок.

Примерный комплекс массажа и гимнастики для детей в возрасте от 2 недель до 3 месяцев

Приемы лечебной гимнастики и массаж ног необходимо повторять при каждом пеленании по 10-15 раз.

1. И. п. — лежа на спине. Следует произвести общий поглаживающий массаж рук, ног, живота.

2. И. п. — лежа на животе. Нужно произвести выкладывание ребенка на живот с разведенными ногами и провести массаж задне-наружных поверхностей ног: поглаживание, растирание, затем поочередное отведение согнутых ног малыша в стороны (как при ползании) с фиксированием таза.

Далее должно следовать поглаживание спины и поясничной области. Массировать поясничную область (поглаживание и растирание), ягодицы (поглаживание, растирание, стимулирующие приемы —пощипывание, поколачивание пальцами), области тазобедренного сустава (круговое поглаживание, растирание) и задне-на-ружной поверхности ног. Потом должно следовать отведение согнутых ног в стороны (как при ползании). И наконец, — “парение”.

3. И. п. — лежа на спине. Следует произвести массаж передне-наружной поверхности ног: поглаживание, растирание в сочетании с приемами расслабления приводящих мышц бедра, —сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое пластичное разведение бедер. При этом всегда нужно помнить, что, разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедра и негативной реакции ребенка на процедуру.

Далее должно следовать вращение бедра вовнутрь: одной рукой следует зафиксировать тазобедренный сустав, а ладонью другой руки мягко обхватить колено ребенка и, слегка надавливая на него, постепенно произвести вращение бедра по его оси вовнутрь (этим упражнением достигается мягкое давление головки бедренной кости на суставную (вертлужную) впадину). Потом массаж стоп: растирание, разминание.

Затем следует произвести рефлекторные упражнения для стоп. Для тренировки опорной функции стоп рекомендуются упражнения в положении ребенка лежа на животе и спине с использованием мяча, при этом опора для стоп создается рукой или мячом. Процедура заканчивается массажем грудной клетки.

ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПОВРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нарушения функций центральной нервной системы — самая распространенная патология раннего детского возраста. Чтобы своевременно обнаружить отклонения в развитии психических и двигательных навыков ребенка, нужно постоянно внимательно наблюдать за ним.

3-4 месяца. Полностью раздетого малыша положить на живот. Здоровый ма
лыш способен в течение нескольких минут удерживать голову и свободно поворачи
вать ее в стороны. При этом он должен опираться на предплечья, вынесенные
вперед. Грудь слегка приподнята над поверхностью стола. Живот и таз плотно
прижаты к столу. Бедра слегка разведены, голени приподняты. Туловище — пря
мое. Затем нужно выпрямить ноги ребенка и свести их, после этого проверить,
симметричны ли ягодичные и подколенные складки. Также в этом возрасте ребе
нок должен свободно поворачивать голову в обе стороны. Сгибание коленного суста
ва должно происходить легко без отрыва таза от поверхности стола. Если положе
ние туловища и головы асимметрично, нужно немедленно обратиться к педиатру
или невропатологу.

6—7 месяцев. Здоровый ребенок лежа на животе опирается на вытянутые руки, кисть хорошо раскрыта. Грудь приподнята над поверхностью стола. Живот и таз прижаты к столу. Ноги раздвинуты, колени согнуты, голени легко поднимаются. Голова свободно поворачивается во все стороны. Визуально позвоночник занимает срединное положение, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Лежа на спине, он играет со своими руками и ногами, при этом движения его целенаправленные и согласованные. Малыш пытается самостоятельно поворачиваться со спины на живот.

9-10 месяцев. Малыш начинает ползать на четвереньках вперед и назад, может переносить свой вес с рук на ноги, самостоятельно садиться. Когда он сидит, спина должна быть прямая. Ребенок пытается стоять, держась за опору, и переступать ногами. Нужно следить за тем, чтобы в положении стоя его стопы располагались параллельно друг другу и всей поверхностью подошвы соприкасались с поверхностью опоры.

Важным этапом в развитии нервной системы являются первые 2-3 года жизни ребенка. В это время наиболее интенсивно формируются двигательные навыки, основы психической деятельности. У большинства детей с заболеваниями центральной или периферической нервной системы нарушаются функции движения и трофика тканей. Массаж раздражает периферические рецепторы, оказывая через них влияние на центральную нервную систему. Поэтому массаж и гимнастика как фактор раздражения крайне необходимы при лечении заболеваний такого рода. Гимнастику и массаж применяют в сочетании с ортопедическими мероприятиями, физиотерапевтическими процедурами, медикаментозной терапией.

Методика проведения массажа и гимнастики

Рисунок 307.

При выборе упражнений нужно учитывать возраст и возможности ребенка.

Укрепление мышц тела. Используются все приемы классического массажа в сочетании с точечным (стимулирующий метод).

Начинается массаж с выкладывания на живот. Затем должны следовать повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника.

Далее — поза “пловца”, рефлекторное ползание, разгибание спины во время “плавания” на животе (рис. 307).

Затем “полет” на животе (рис. 308).

Далее нужно произвести выкладывание на мяч в положении на животе с опорой стопами (рис. 309).

Рисунок 308.

Потом — поднимание свешенных со стола ног с применением стимулирующих приемов точечного массажа (рис. 310).

Затем должны следовать наклоны из положения стоя и напряженное прогибание позвоночника (рис. 311).

В заключение комплекса — “возьми игрушку” (см. гл. 4 “Гимнастические упражнения и массаж детей от 9 до 12 месяцев, упражнение “Мостик”).

Рисунок 309.

При асимметрии мышечного тонуса туловища и конечностей. На фоне обще-укрепляющих, дыхательных упражнений, а также упражнений и приемов массажа, стимулирующих поэтапное (возрастное) развитие психомоторики, эмоциональной сферы, следует применять специальные приемы массажа, лечебной гимнастики, а также лечение положением.

1. Расслабление сгибателей пораженной стороны: мышц шеи, большой грудной мышцы, трапециевидной, широчайшей мышцы спины, подвздошно-пояеничной, ягодичных, приводящих мышц бедер, икроножной мышцы. Следует применять такие приемы массажа, как поглаживание, легкое растирание, вибрация, валяние, а также точечный массаж (расслабляющий метод).

Рисунок 310.

2. Укрепляющий массаж разгибателей мышц спины (классические приемы и точечный массаж — тонизирующий метод), который роводится более интенсивно на здоровой стороне.

3. Специальные упражнения в сочетании с расслабляющими приемами массажа: вибрация пораженных мышц туловища и ноги, а также покачивание таза в разные стороны сопровождается растягиванием мышц. Ребенок при этом лежит на спине ногами к массажисту. В заключение нужно завести согнутую в колене ногу (левую или правую в зависимости от пораженного участка) над другой, выпрямленной, ногой и слегка потянуть, стараясь исправить косое положение таза.

Рисунок 311.

ГЛАВА 6. МАССАЖ ДЛЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Физическое развитие недоношенных детей зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний, особенностей конституции и индивидуального ухода за ними. Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доношенных.

Недоношенные дети, имеющие при рождении массу до 15UO г, в течение первых 2 лет жизни отстают в психомоторном развитии от своих ровесников на 2-3 месяца, дети с массой 1500-2000 г — на 1-1,5 месяца, а малыши с массой 2000-2500 г уже ко второму году догоняют своих сверстников.

У недоношенных детей значительно чаще, чем у доношенных, наблюдаются поражения центральной нервной системы, тяжелой формой которого является детский церебральный паралич. У детей с массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется предрасположенность к развитию РЛФ.

В первые месяцы жизни у недоношенных детей могут отмечаться понижение общего тонуса мышц, вялость, малоподвижность, слабо выраженные безусловные рефлексы или полное их отсутствие. У некоторых детей в возрасте 2-3 месяцев начинают преобладать процессы возбуждения: нарушение сна (ребенок плохо засыпает, часто просыпается по ночам), повышение общего тонуса мышц, значительная двигательная активность. В связи с пониженной сопротивляемостью организма большинство недоношенных детей более подвержены острым респираторным вирусным инфекциям. У них чаще развиваются осложнения.

На первом году жизни организм ребенка обладает большими потенциальными возможностями к восстановлению поврежденных или задержанных в своем развитии функций органов и систем. Этому во многом способствуют индивидуальные развивающие и укрепляющие занятия, включающие в себя игры, гимнастику, массаж и т. д.

У недоношенных детей, с которыми занимаются гимнастикой и массажем, в 2-3 раза реже возникают респираторные вирусные инфекции, быстрее нормализуется мышечный тонус, улучшается эмоциональное состояние — дети раньше начинают улыбаться, следить за движущимися предметами и т. д.

Методика проведения массажа и гимнастики для недоношенного ребенка

Методика массажа и гимнастики для недоношенных детей разработана с учетом их физиологических особенностей: несовершенства дыхательной функции, низких адаптационных возможностей в меняющихся условиях внешней среды (несовершенство обменных процессов, терморегуляции), недоразвитости нервно-мышечного аппарата. Она включает в себя приемы классического, точечного массажа и гимнастику. Эти методы могут применяться одновременно или последовательно (поочередно).

Ребенку 1 месяц — щадящий массаж: поглаживание.

1,5-2 месяца — массаж должен сочетаться с гимнастикой, способствующей формированию двигательных навыков.

3-4 месяца — заставлять малыша поворачиваться на бок: сначала на один, потом на другой.

4-5 месяцев — приучать малыша сознательно тянуться к игрушкам и брать их в руки.

5-6 месяцев — побуждать малыша к активному ползанию.

7-8 месяцев — побуждать (не заставлять насильно!) малыша сидеть или стоять. Упражнения в положении сидя можно делать только в том случае, если ребенок прямо держит спину.

9-10 месяцев — вставание к барьеру.

11 месяцев — переступание вдоль барьера.

12-13 месяцев — обучение самостоятельной ходьбе.

Занятия гимнастикой, направленной на развитие двигательных навыков, у детей, родившихся с массой менее 1750 г, должны начинаться в 2,5 месяца, а у детей с массой более 1750 г — на 1-1,5 месяца раньше.

На втором году жизни недоношенный ребенок может выполнять такие же физические упражнения, как и его доношенные ровесники.

Каждому упражнению должен предшествовать массаж соответствующего участка тела. Так, прежде чем выполнять движения руками или ногами, их следует предварительно помассировать.

Требования к проведению массажа и гимнастики

Начинать занятия надо за 30 мин до кормления или через 45-60 мин после него. Нельзя проводить массаж и гимнастику перед сном. Гимнастикой нужно заниматься ежедневно, в одно и то же удобное для семьи время.

Весь комплекс физических упражнений необходимо повторять 2-3 раза в день, в некоторых случаях — 4-6 раз. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 5 минут.

Комната должна быть хорошо проветренной, температура воздуха —20-24 градусов С.

Начинать гимнастику надо с упражнений, основанных на врожденных рефлексах новорожденного.

Недоношенные дети в силу физиологических особенностей быстрее устают и охлаждаются, поэтому в самом начале занятий гимнастикой весь комплекс упражнений можно проводить в два этапа.

Упражнения надо выполнять в определенной последовательности, меняя работающие группы мышц.

Занятия гимнастикой необходимо начинать с дыхательных упражнений и проводить их регулярно в течение всей процедуры.

На первых занятиях не следует полностью раздевать ребенка. Так, выполняя упражнения для мышц рук, нижнюю половину тела малыша можно прикрыть пеленкой или не снимать распашонку, проводя гимнастику для ног.

В комнате для занятий по возможности нужно исключить отвлекающие моменты: разговоры, нахождение в комнате посторонних, громкую музыку. Из игрушек оставить только те, которые будут использоваться при выполнении упражнений.

Все внимание взрослого, проводящего занятие, должно быть сосредоточено на ребенке. Упражнения следует сопровождать спокойной и негромкой беседой с ним. Правильное выполнение упражнений следует поощрять улыбкой, ласковыми словами.

Каждое занятие должно включать в себя элементы, способствующие развитию зрительных и слуховых реакций ребенка. С 3-4-месячного возраста его надо при-

учать к речевым указаниям, типа “возьми кольцо”, а с 8-9 месяцев вырабатывать самостоятельное выполнение отдельных упражнений по команде взрослого.

Увеличивать физическую нагрузку следует постепенно на протяжении длительного времени, учитывая при этом индивидуальную реакцию ребенка. Величину нагрузки можно регулировать продолжительностью занятий, количеством повторов каждого упражнения, темпом, размахом движений, степенью сложности упражнений, чередованием их с паузами отдыха или с дыхательными упражнениями. При малейшем проявлении утомления нагрузка должна быть незамедлительно уменьшена. Показанием к увеличению нагрузки, расширению комплекса, переходу к более сложным упражнениям помимо возраста ребенка, является его положительная реакция на проводимые упражнения: спокойное поведение, гуление, розовая окраска кожи, теплые конечности.

КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Выполняется с использованием традиционных приемоь детского массажа: поглаживания, растирания, разминания, вибрации, похлопывания. Продолжительность выполнения каждого приема —0,5-2 минуты.

В первые месяцы жизни кожа у недоношенных детей тонкая, сухая. В связи с этим сеанс массажа необходимо начинать с щадящих приемов (поглаживание), постепенно переходя к более интенсивным (нежная вибрация, легкое растирание, похлопывание, разминание).

Родителям следует научиться различным приемам классического массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ

Точечный массаж состоит из надавливания одним или двумя пальцами на определенные рефлексогенные зоны. Сильные и непродолжительные надавливания способствуют повышению тонуса определенной группы мышц, а мягкое и более длительное воздействие приводит к ослаблению мышечного напряжения. Однако, если приемам классического массажа может без труда овладеть любой, то точечный массаж должен проводить специалист или один из родителей, прошедший полный курс обучения данному виду массажа.

Комплексы массажа и гимнастики для недоношенного ребенка первого года жизни

I комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2—3 недель

Рисунок 312.

Продолжительность занятий — 6-8 минут. Каждое упражнение необходимо повторить 3-4 раза.

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы (рис. 312).

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Рефлекторные упражнения

Рисунок 313.

1. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Это вызовет сгибание пальцев стопы (рис. 313).

2. Разгибание стопы. Штриховым движением большого пальца нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка от указательного пальца к пятке, а затем и по наружному краю — от пятки к мизинцу (происходит разгибание стопы).

3. Выкладывание на живот. Ребенок при этом поднимает голову или поворачивает ее в сторону. Рекомендуется проводить перед каждым дневным кормлением, начиная с 30 секунд до 1 минуты.

Дыхательное упражнение

Рисунок 314.

И. п. — ребенок лежит на спине. Развести согнутые руки ребенка в стороны — вдох (рис. 314), затем мягко прижать их к боковым поверхностям груди — выдох.

II комплекс упражнений для ребенка в возрасте от 1 до 2 месяцев

Дыхательные упражнения

1. И. п. — ребенок на руках матери, лицом к ней. Следует выполнить ритмичные надавливания на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Необходимо совершать ритмичные надавливания на грудную клетку, ее передние и боковые поверхности, обходя грудину.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на боку, сначала на левом, а затем на правом. Придерживая ребенка левой рукой, правой нужно захватить его согнутую руку за локоть и поднять ее вверх — вдох. Затем руку опустить и прижать ее к груди и животу ребенка — выдох.

2. И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно вложить большой палец в кулачок ребенка; свободной рукой поглаживать внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Рефлекторное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук нужно мягко надавить на ладонную поверхность кистей обеих рук ребенка. При этом малыш должен крепко захватить ваши пальцы в кулачки.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживания наружной и задней поверхности голени и бедра по направлению от стопы к бедру, обходя коленную чашечку.

2. И. п. — то же. Нужно произвести поглаживания тыльной поверхности стоп ребенка. Взяв одну из стоп, поддерживать ее 2-3 пальцами за пятки. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

Рефлекторные упражнения для стоп

1. И. п. — ребенок лежит на спине. Сгибание стопы. Указательным и средним пальцами одной руки следует захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев.

2. И. п. — то же. Разгибание стопы. Штриховым движением, большим пальцем нужно провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

Пассивные упражнения

1. И. п. — Необходимо произвести круговое (по часовой стрелке) поглаживание живота ладонью одной руки, без надавливания на область печени (правое подреберье). При этом другой рукой нужно придерживать ребенка.

Рефлекторные упражнения

1. Рефлекс “опоры”. Следует поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол (при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребенка с поверхностью стола происходит их разгибание).

2. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, нужно вызвать шаговый рефлекс, направляя движения от себя.

3. Выкладывание на живот.

Пассивные упражнения

1. И. п.— ребенок лежит на животе. Необходимо произвести поглаживание по направлению от головы к ягодицам — ладонью, и от ягодиц к голове тыльной стороной кисти руки.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения

Следует положить ребенка поочередно на живот и на спину. Показать малышу яркую звучащую игрушку, подвигать ею (при этом игрушку нужно удерживать на расстоянии 25-30 см) вправо, влево, вверх. Ребенок должен поворачивать голову за игрушкой.

Пассивные упражнения

1. И. п. — малыш на спине. Нужно произвести поглаживание пальцами по межреберным промежуткам по направлению от середины грудной клетки к боковым поверхностям, не нажимая на грудину.

2. И. п. — ребенок на руках у массирующего. Нужно произвести покачивание
в позе “эмбриона”.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка развести согнутые руки ребенка в стороны, затем мягко прижать их согнутыми к боковым поверхностям груди.

III комплекс упражнений для ребенка в возрасте 2-3 месяца

Каждое упражнение повторить 3-4 раза.

Пассивные упражнения

1. И. п. — ребенок лежит на спине.

Следует вложить большой палец в кисть ребенка, слегка придерживая ее остальными пальцами, а свободной рукой погладить внутреннюю поверхность предплечья и наружную поверхность плеча в направлении от кисти к плечу.

Дыхательное упражнение

И. п. — ребенок лежит на спине. Нужно медленно отвести руки ребенка в стороны, затем прижать их к груди.

Рефлекторное упражнение

1. Хватательный рефлекс. И. п. — ребенок лежит на спине. Большими пальцами обеих рук следует легко надавить на ладони ребенка (происходит сгибание пальцев в кулак; если прикоснуться игрушкой, удобной для захвата, ребенок должен захватить игрушку).

2. Для стоп. И. п. — то же. Указательным и средним пальцами одной руки нужно захватить ступню ребенка, а большим пальцем другой нажать на подошву у основания пальцев. Затем штриховым движением большого пальца провести по внутреннему краю стопы ребенка к пятке и по наружному краю к мизинцу.

3. Рефлекс опоры и выпрямления ног. И. п. — то же. Нужно поднять ребенка под мышки лицом к себе, стопы малыша при этом должны опираться о стол.

4. Рефлекторная “ходьба”. Поддерживая ребенка под мышки и слегка наклоняя его вперед, следует направлять движения ребенка к себе или от себя.

Пассивные упражнения

1. Массаж стоп. И. п. — ребенок лежит на спине. Произвести поглаживания тыльной поверхности .стоп ребенка. Поглаживание должно выполняться подушечкой большого пальца по направлению от основания пальцев к голени, огибая лодыжки круговым движением спереди назад.

2. Массаж живота. И. п. — ребенок лежит на спине. Следует произвести поглаживание живота по часовой стрелке ладонью руки без надавливания на область печени (правое подреберье). Другая рука должна придерживать ребенка. Затем нужно произвести “встречное” поглаживание: левую руку тыльной стороной нужно направлять снизу вверх, а правую сверху вниз ладонью, затем наоборот. После этого следует произвести поглаживание косых мышц живота: ладони нужно расположить на заднебоковых поверхностях грудной клетки и охватывающими движениями направлять навстречу друг к другу, сверху вниз и кпереди.

3. И. п. — лежит на спине. Следует произвести повороты ребенка на бок (поочередно на правый и левый).

4. Массаж спины. И. п. — ребенок лежит на животе. Нужно произвести поглаживание от головы к ягодицам — ладонью, от ягодиц к голове — тыльной стороной кистей рук.

Рефлекторное упражнение для мышц спины


Содержание